Городской округ Химки входит в пятерку самых динамично развивающихся регионов Подмосковья. Он располагается на территории 10 981 гектаров и включает в себя микрорайоны Левобережный, Клязьма – Старбеево, Новогорск – Планерная, Сходня – Фирсановка, Подрезково. Его население составляет почти 215,5 тысяч человек.
Одну треть земель округа занимают лесные массивы и водные пространства, другая треть используется промышленными предприятиями, остальной земельный фонд распределяется между населенными пунктами (20,6%) и сельхозугодиями (12,1%).
В марте 1939 года рабочий поселок Химки получил статус города. Годом позже, в 1940 году, образовался Химкинский район, границы которого с тех пор неоднократно менялись. С января 2006 года муниципальное образование Химкинский район был наделен статусом городского округа Химки. Первые письменные упоминания о территории, вошедшей в состав города Химки и Химкинского городского округа, относятся в XIV–XVI векам. В духовных грамотах московских князей Ивана Калиты и его сына Ивана Красного, составленных в 1328 и 1358 годах, говорится о «Горетовой волости», а в «Писцовых книгах» XVI века – о «Горетовом стане», который находился севернее реки Москвы и охватывал территорию от реки Химки до реки Истры. В «Горетов стан» в XVI веке входила большая часть территории нынешнего Химкинского городского округа. По различным данным в XIV веке между Москвой, Тверью и Великим Новгородом возникла дорога. Она пересекала речку Химку у села Козьмодемьянского, а далее шла параллельно берегу реки Сходни. В XV–XVIII веках это был уже довольно большой и оживленный торговый тракт, по которому проходило огромное количество обозов с товарами. Рядом с дорогой располагалось много сел и деревень. Ни выше, ни ниже по течению реки Москвы не было таких густо населенных мест, как Химки.
Так, на территории нынешнего города Химки 500 лет назад находились село Козлово (Петровское), деревни Киреево, Красные Горки и несколько пустошей (запустевших селений и незанятых земель). Названия они получили по имени своих владельцев XV–XVI веков (Козловых, Кирея Горина) и от названий местных церквей. Собственно же имя городу Химки и району подарила речка Химка, просуществовавшая до 1937 года, пока по ее руслу не проложили канал Москва – Волга.
Деревня Красные Горки, принадлежавшая Новодевичьему монастырю, получила свое название от весеннего праздника древних славян, когда наши предки встречали солнце на холме, пели песни, водили хороводы, играли свадьбы.
Кроме вышеназванных сел, в границах Химкинского района в XV–XVI веках размещались села Стербеево (Тарбеево, Старбеево), Козодавлево (Успенское, Траханеево), Соколово, деревни Ивакина, Свистуха, Филина (Дашкина), сельцо Яковлево и другие. Свои названия они также получили по имени владельцев. На землях города и округа, отошедших во второй половине ХХ века к Москве, находились еще несколько старинных сел и деревень: Козьмодемьянское, Курицыно (Куркино), Черкизово, Ховрино, Бусиново и другие. Ныне некоторые из них полностью снесены, другие – ждут своей очереди. Одним из самых старинных сел, располагавшихся когда-то на химкинских землях, является Черкизово. Имя это селу дано в честь ордынского царевича Ивана Серкизя (Черкиза), который в XIV веке им владел. Сын Серкиза, Андрей Иванович Серкизов, во время Куликовской битвы 1380 года командовал Переяславским полком и погиб в бою. При Иване Грозном село Черкизово стало центром большой дворцовой волости. Село Козьмодемьянское также одно из старинных поселений на территории Химкинского округа. Свое название оно получило от местной церкви Косьмы и Домиана. В Козьмодемьяновском, на реке Химке, в 1490 году представители великого князя московского Ивана III встречали после германского императора. Во второй половине XVI – начале XVII веков Козьмодемьянское было вотчиной боярина, а затем царя Бориса Федоровича Годунова.
Села и деревни Химкинского района по меркам того времени были достаточно заселенными. Почти в каждом насчитывалось более 40 дворов, в них проживало около 200 крестьянских семей. Дома в селах строили деревянные. Первое же каменное здание в Химках появилось в 1678 году. Это была Владимирская церковь в селе Куркино. В 1715 году из камня построили Сергеевскую церковь в Кирееве, а в 1730 году – церковь Косьмы и Домианав Козьмодемьянском. Более ста лет эти храмы оставались единственными каменными строениями в Химках.
В XVI–XVIII веках в России стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство. Центром торговли стала Москва. Между столицей и крупными городами возникли тракты – улучшенные грунтовые дороги («большие дороги», как их еще называли). На них увеличились число ямов – почтовых станций, где меняли лошадей. Вдоль трактов устанавливали верстовые столбы. В первой половине XVII века был создан особый ямской приказ во главе с князем Д.М. Пожарским. В 1666 году по инициативе боярина А.Л. Ордин-Нащокина наладили почту для пересылки государственных бумаг и частной переписки.
После основания Санкт-Петербурга Тверская дорога стала называться Санкт-Петербургским трактом. Его протяженность составила 750 верст. В XVIII–XIX веках вдоль Санкт-Петербургского тракта возникли деревни – Бутаково, Кобылья Лужа, Черная Грязь и др. Качество дороги, соединившей новую столицу России с Москвой, решили улучшить. В 1722 году началась реконструкция Санкт-Петербургского тракта, имевшего в середине настил из бревен, просыпанный сверху песком и глиной. Через 24 года, в 1746 году, работы были завершены. Новая дорога прошла южнее нынешней – через деревни Филино и Морщихино. Однако качество ее строительства оказалось весьма невысоким. Вот, например, как получила свое название деревня Кобылья Лужа, расположенная вдоль нового тракта. По преданию, столь неблагозвучно «окрестила» деревню российская императрица Екатерина II (1762–1796 гг.). Как-то царский «поезд» Екатерины двигался в Москву. Бревенчатый настил на дороге не выдержал тяжести царской кареты, и она застряла в грязи. Императрице пришлось выйти на обочину и ожидать, пока крестьяне и слуги вытащат ее экипаж. «Проклятая кобылья лужа», – изрекла Екатерина. Так и прилипло к деревне это название – Кобылья лужа. Местные крестьяне много раз обращались в Санкт-Петербург с прошением о ее переименовании, но разрешения так и не получили. Только в советское время деревня обрела другое название – Новая Лужа. В 1776 году началось строительство Санкт-Петербургского шоссе. В 1830 году дорога была сдана в эксплуатацию. По ней открыли не только регулярное движение пассажирских экипажей, но и грузовых обозов. В двенадцати верстах от Москвы на левом берегу реки Химки около Санкт-Петербургского шоссе была открыта небольшая почтовая станция «Химки». На станции содержали до 20 лошадей. Сюда приезжали в собственных и наемных экипажах, чтобы пересесть на казенный транспорт, отправляющийся в Северную столицу. Активная торговля между Москвой и Санкт-Петербургом привела к тому, что вдоль шоссе стали появляться новые деревни: Химки (Тимофеевка), Бутаково, Кобылья Лужа (ныне улица Родионова), Моложениновка, Новая Кирилловка. Почтовая станция Химки была первой на пути из Москвы.
В конце XVIII века в Черной Грязи построили каменное двухэтажное здание почтовой станции (ныне Черногряжская больница), которое назвали путевым дворцом. В первой половине XIX века здесь неоднократно останавливались многие знаменитые россияне, ездившие из Москвы в Петербург: М.И. Глинка, А.С. Пушкин и другие.
Здание почтовой станции сохранилось до настоящего времени. Восстановленное в послевоенный период, оно стоит на Ленинградском шоссе в трех километрах от станции Сходня Октябрьской железной дороги. По территории города Химки и Химкинского городского округа проходит другая важная магистраль – Октябрьская железная дорога, одна из старейших в России. Ее появление на долгие годы стало определяющим в экономическом, торговом, промышленном развитии и становлении Химкинского района.
Идея строительства железной дороги, связывающей Москву с Санкт-Петербургом, возникла у российского императора Николая I (1825–1855). В апреле 1838 года было официально открыто движение по первой в России 25-верстной Царскосельской железной дороге от Петербурга до Павловска. Вслед за этим началось обсуждение вопроса о соединении железной дорогой Санкт-Петербурга с Москвой.
В сентябре 1841 года на имя Николая I был представлен проект строительства казенной Петербургско-Московской магистрали. Проект по тем временам оказался революционным – он предусматривал устройство железной дороги с паровой тягой, а не с конной, так как последняя была бы впятеро медленнее и втрое дороже.
Сооружение дороги началось весной 1843 и продолжалось до 1851 года. Это была самая длинная в мире двухпутная дорога. Связав рельсовым путем две станции России, она приобрела большое государственное значение.
Станция Химкинская (ныне Химки) была открыта в 1851 году одновременно с Николаевской железной дорогой. На 18-м километре от Первопрестольной, на правом берегу речки Химки построили деревянные платформы, вокзал, каменную водокачку, железнодорожную будку и жилой дом для рабочих станции (ныне – здание ГИБДД), а на левом берегу – дом для смотрителя дороги. Станция была окружена лесом, а территория от Химок до села Козьмодемьянского называлась «пустошь Красная горка». Возникший у станции маленький поселок получил название «Химкинская станция». В 1859 году в нем проживало 39 человек, в том числе железнодорожные рабочие и служащие с семьями. Но постепенно поселок рос и расширялся. В 1884 году при станции существовали 3 усадьбы, 17 дач, несколько небольших домиков, появились 2 чайные, 2 лавки, погреб виноградных вин, буфет Назарова, частная аптека и водоподъемник. В конце XIX века к северу от станции Химки возникли дачные поселки Новый (на месте Толстоуховой пустоши), Николаевский и несколько позже Петропавловский, которые в начале ХХ века соединились. Всю эту местность дачники тоже стали называть Химками. В 1899 году на железнодорожной станции и в поселке имели собственность 74 владельца. Уже в тот период здесь работали телеграфная контора и телефонная станция. На рубеже XIX и ХХ веков в летнее время в Химках проживало до 5 тысяч человек. Только в поселке при станции Химки в 1907 году насчитывалось 47 дворов. От станции к Петербургскому шоссе через лес провели дорогу, получившую название «Царское шоссе» (ныне – «Московская улица»). Дорога была шириной 3 метра и имела булыжное покрытие. Преобразился и сам поселок. Вдоль Царского шоссе стали строиться одно- и двухэтажные дома, открылись почта, телеграф, аптека – первое лечебное учреждение в поселке. В конце XIX – начале ХХ века в Химках и их окрестностях бывали и жили на дачах многие видные деятели русской культуры: выдающийся врач Г.А. Захарьин (в 1897 году похоронен в деревне Куркино), известный актер А.П. Ленский, один из основателей Исторического музея в Москве археолог А.С. Уваров, великий русский композитор П.И. Чайковский и многие другие.
После открытия станции Химки москвичи стали называть Химками всю прилегавшую к ней местность вместе с окрестными населенными пунктами. Во всех селах и деревнях в 1859 году насчитывалось 130 деревянных крестьянских изб и около 1000 душ крестьян обоего пола. До реформы 1861 года около двух третей крестьян являлись крепостными.
После отмены крепостного права часть помещичьих усадеб, находившихся в окрестностях станции Химки, перешла из рук дворянства в собственность буржуазии. Новые владельцы имений стремились извлечь максимальную выгоду от близости к Москве: перестраивали хозяйство на капиталистический лад, продавали землю, превращали свои имения в загородные дачи. Изменился и образ жизни простого народа. Увеличилось число крестьян, занимавшихся извозом, продававших дачникам молоко, сдававших москвичам свои дома под дачи. Многие крестьяне стали ездить в Первопрестольную на работу на фабрики и заводы, кто-то ушел на Николаевскую железную дорогу.
Первые фабрики и заводы появились в окрестностях Химок во второй половине XIX века. Около деревни Юрово существовала суконная фабрика, принадлежавшая сначала князю В.А. Меньшикову, а затем купцу К.К. Ганке. Недалеко от нее была открыта красильная фабрика братьев Жиро. Ниже по течению реки Сходни, около села Куркино и деревни Гавриловка, существовала суконная фабрика Ижиша. В 1907 году фабрикант А.Н. Иванов, новый владелец стал выпускать на ней шерстяные ткани. При селе Никольском возникли кирпичный завод купца П.И. Туманова и шерстепрядильная фабрика И.Е. Белишева. Около деревни Путилкова на правом берегу Сходни была открыта суконная фабрика купца И.Н. Сувирова (позднее Д. Хутарева). Недалеко от станции Химки появились четыре кирпичных завода: в деревнях Вашутино (1896), Барашки (1901), Филино (1905), Кобылья Лужа (1909). Всего на 20-ти заводах и фабриках, находившихся в окрестностях Химок было занято свыше 2 тысяч рабочих. Полустанок Ховрино в начале ХХ века вырос в сортировочную станцию. В 1910 году был создан Ховринский железнодорожный узел. И все-таки, несмотря на развитие промышленности, появление фабрик и заводов, Химкинский район на рубеже ХХ века оставался по большому счету крестьянской и дачной волостью.
Район в начале ХХ века
После победы Февральской революции 1917 года в Черкизовской волости прошли митинги и демонстрации. Их участники требовали от Временного правительства закончить Первую мировую войну и передать землю крестьянам. Уже в марте 1917 года состоялся сход крестьян Черкизовской волости, на котором присутствовали 150 человек. Они потребовали немедленного созыва Учредительного собрания, провозглашения демократической республики, конфискации помещичьих, монастырских и кабинетских земель и передачи их в руки трудящихся крестьян. Агитацию среди местного населения вели эсеры, большевики, меньшевики и кадеты. Большевики называли Черкизовскую волость «эсеровской».
В 1917 году в каждой волости было создано местное земское волостное самоуправление. Крестьяне, достигшие 20-летнего возраста, избирали гласных (депутатов) в земское волостное собрание. На собрании гласных волостного земства избиралась земская волостная управа – постоянно действующий орган местной власти. Кроме того, создавались волостные земельные комитеты для передачи помещечьей и прочей земли крестьянам.
Черкизовская земская волостная управа разместилась в Сходне, и волость стала называться Сходненской. Председателем волостной управы был избран Аркадий Иванович Шишков из Крюкова (позднее учитель и краевед), членами управы – И.И. Светцов из Новой Крилловки, В.Л. Перфильев из Кобыльей Лужи, Г.Н. Захаров из Назарьева (ныне Зеленоград), секретарем – П.В. Рогов из Морщихина (ныне г. Сходня). В Сходне был создан также общепартийный волостной совет. Но фактически он бездействовал.
Октябрьская революция 1917 года в Сходненской волости прошла как-то незаметно, без переворотов и потрясений. Земские учреждения продолжали существовать вплоть до 17(30) декабря 1917 года. Именно в этот день в Черкизово в помещении волостной управы был созван первый волостной съезд, который избрал Сходненский волостной Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и исполнительный комитет Совета, состоящий из большевиков и их сторонников. С ноября 1917 до февраля 1918 года исполком конфисковал все 45 имений, находившихся на территории волости.
Осенью 1918 года была создана новая Ульяновская волость с центром в Химках, а с 1920 года – в Сходне. В состав Ульяновской волости вошли бывшая Черкизовская волость, а также часть Всехсвятской, Дурыкинской и Еремеевской волостей. В 1923–1928 годах на территории Ульяновской волости находились 74 деревни и четыре поселка: Крюково, Сходня, Химки и Ховрино. Первая мировая война, революционные события 1917 года, Гражданская война и политика военного коммунизма нанесли серьезный ущерб крестьянскому хозяйству и задержали развитие поселков и деревень Химкинского района. Возросла смертность населения от многочисленных эпидемий и голода. Многие жители погибли в результате военных действий. Поселок Химки состоял тогда в основном из деревянных одноэтажных домов. В нем не было мощенных камнем улиц, кроме Царского шоссе. В поселке отсутствовали электрическое освещение, водопровод и канализация. Воду брали из обычных колодцев.
После окончания Первой мировой и Гражданской войн жизнь в поселке Химки и окрестных деревнях постепенно налаживалась. В 1918 году по инициативе местных железнодорожников В.И. Ковылина, С.В. Крутикова и Н.И. Федорова в бывшей даче владельца Пресненской прохоровской мануфактуры открылась первая советская железнодорожная пятилетняя школа на 150 человек. В 1923 году в школе состоялся первый выпуск. Среди выпускников был К.Ф. Илларионов, ставший затем председателем Химкинского горисполкома.
В 1921 году в Петровском-Лобанове в дачном доме лесопромышленника Пешкова открыли трудовую школу второй ступени на 120–150 человек. В 1928 году эту школу преобразовали в школу крестьянской молодежи (ШКМ). Ее воспитанники обучали крестьян окрестных сел яровизации семян, проводили политбеседы, помогали в уборке урожая. В 20-х годах прошлого столетия численность жителей поселка Химки постепенно увеличивалась. Этому способствовали развитие хозяйства поселка, близость Москвы и удобное сообщение с ней. Если в 1923 году в поселке постоянно проживали 1805 человек, то в 1926 году – уже 2876.
В 1920 году в Химках организовали первую промартель «Ульяновский металлист», действовали спортивный и драматический кружки. В 1923–1924 годах вновь заработал Никольский кирпичный завод. В конце 1920-х и в 1930-х годах начался быстрый рост поселка Химки. В 1928 году от завода им. П.Л. Войкова провели до Химок высоковольтную линию. Это позволило в дальнейшем дать электрический ток всему поселку. В Химках и близлежащих селах и деревнях развивалась местная промышленность. На пустыре построили фабрику для изготовления мебели. В 1928 году образовалась трикотажная артель, выросшая позднее в трикотажную бельевую фабрику. Артель металлоизделий «Спартак» (ранее «Ульяновский металлист») стала большим предприятием.
В 30-х годах в Химкинском районе появилась крупная промышленность. Так, в Химках построили два больших авиационных завода: 84 и 301-й. Одновременно с этим были открыты два научно-исследовательских института лесной и лесохимической промышленности: Центральный научно-исследовательский институт механической обработки древесины и Центральный научно-исследовательский институт и проектный институт лесохимической промышленности. Помимо промышленных предприятий в Химках быстрыми темпами развернулось строительство жилья. На смену дереву пришел кирпич. Поэтому Никольский кирпичный завод стал работать круглый год, а не только в летний сезон. В 1931 году началась его реконструкция: ручной труд был заменен на машинный, усовершенствовалась технология производства кирпича.
В 1930-х годах кроме промышленности в Химкинской волости дальнейшее развитие получило сельское хозяйство. На смену единоличным хозяйствам пришли артели. Затем – колхозы. В 1930 году в районе станции Химки образовался колхоз «Октябрь», объединивший более 40 хозяйств. В 1935 году в районе Крюково была построена первая машиностроительная станция, которой принадлежали 31 трактор, 6 комбайнов и другая сельскохозяйственная техника. В 30-х годах ХХ века на территории Химкинского района развернулось грандиозное строительство канала Москва-Волга. Еще Петр I намеревался соединить Балтийское море и Волгу с Москвой-рекой. Он мечтал «ехать водой из Петербурга и в Головинском саду при реке Яузе встать». Но осуществить эту мечту ему не удалось.
В 1929 году началась разведка химкинского участка канала. К этой работе привлекли учащихся химкинской школы крестьянской молодежи (ШКМ). За добросовестность они получили благодарность и денежную премию. Решение о строительстве канала Москва-Волга было принято на Пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Пленум постановил: «Коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».
Спустя год – 1 июня 1932 года – СНК СССР утвердил направление трассы. И уже в марте 1933 года началось строительство канала. Его возвели за фантастически короткие сроки – четыре года и три месяца. Разрабатывали проект и руководили работами советские инженеры, все материалы и машины были советского производства. Работы велись круглые сутки в любое время года. Наряду с вольнонаемными инженерами, проектировщиками и гидротехниками, на стройке работали десятки тысяч заключенных, репрессированных в конце 1920-х годов и в 1930-е годы. Для них на левом Заречье Химок (ныне Левобережная) были построены бараки, охраняемые сотрудниками НКВД.
Несмотря на наличие техники, основными орудиями труда оставались кирка, лопата и носилки. Тяжесть круглосуточных земляных работ, негодное питание и жесткий лагерный режим приводили к высокой смертности строителей канала. Старожилы Химок вспоминают, что лагерников хоронили во рвах недалеко от бывшей деревни Киреево, вблизи нынешней кольцевой дороги, а также в районе деревень Строгино и Терехово. На этих негласных кладбищах до сих пор нет никаких обозначений, а тем более памятных знаков.
В 1936 году через канал построили одноарочный железнодорожный мост. Автор проекта – инженер А.И. Петров. Это был один из первых железобетонных мостов в стране. Длина его пролета – 116 метров.
Для Ленинградского шоссе над каналом соорудили однопролетный стальной мост, просуществовавший до конца 1960-х годов. Канал начал действовать в мае 1937 года одновременно с портом «Химки». Жители Химок и строители радостно встречали первый служебный теплоход. 4 июля 1937 года канал открыли для пассажирского и грузового движения, а 15 июля 1937 года в Москву впервые пришли волжские суда. Этот день и стал официальной датой открытия канала.
В 30-е годы прошлого столетия одновременно с прокладкой канала, развитием местной промышленности и строительством предприятий будущего космического комплекса происходил быстрый рост населения Химок. В эти же годы появились новые жилые поселки: Лобановский, Чкаловский, Центральный, Гробаровский, Первомайский и Мебельный. Около артели «Спартак» построили жилые дома, и образовалась новая Спартаковская улица. Изменился облик Московской улицы, протянувшейся от станции Химки к Ленинградскому шоссе. В 1939 году на ней начали строить первые два каменных многоэтажных здания. В одном из них долгое время помещалась аптека. Вблизи Московской улицы появились двухэтажные дома для рабочих авиационного завода. На улице Кузьминке, переименованной в 1935 году в улицу Кирова, построили большой жилой дом, заменивший группу ветхих домишек. Оставшиеся после завершения строительства канала бараки в районе Красной Горки заселили досрочно освобожденные строители канала и химчане.
В предвоенные годы в Химках появилось несколько капитальных каменных зданий средних школ: в 1935-м – первой школы-десятилетки № 4, в 1936-м – школы № 2 на Московской улице.
В 1930-е годы началась застройка северной части Химок, где находились село Петровское-Лобаново, дачные поселки, лес и болота. На месте грязной дороги, выходившей к пустырю с маленькими дачными домиками, возникла новая улица – Чкалова. На Февральской улице (ныне Проспект мира) в 1938 году был построен один из первых клубов. Новый жилой поселок возник и на левом берегу канала. Та часть Химок получила название «Левобережная».
В 1931 году стали ходить автобусы между Москвой и станцией Химки. Улучшилось транспортное сообщение с окрестными населенными пунктами. Ленинградское шоссе заасфальтировали. На улицах поселка появилось электрическое освещение. Увеличилось количество пригородных поездов.
В 1937 году дачный поселок Химки преобразовали в рабочий поселок, который вошел в состав Красногорского района Московской области. К 1938 году в рабочем поселке Химки проживала 21 тыс. человек. Развитие промышленности и транспорта, городских форм быта, строительство канала, речного порта и вызванный всеми этими условиями рост населения привели к тому, что рабочий поселок постепенно приобрел черты города. Как следствие, указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта 1939 года был образован новый советский город – Химки. В его состав вошли собственно рабочий поселок Химки, село Петровское-Лобаново, дачные поселки Петропавловский и Николаевский. В декабре 1939 года состоялись первые выборы в Химкинский городской Совет депутатов трудящихся. Первым председателем исполкома Горсоветаизбрали И.Д. Ушакова, секретарем – Д.И. Хомутского.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1940 года в составе Московской области был создан новый Химкинский район с центром в городе Химки. Территория района составила 386 квадратных километров. На ней проживало 118 тыс. человек. Кроме города Химки, в состав района входили 6 поселковых и 19 сельских советов, охватывавших более 60 поселков и деревень.
Довоенная экономика Химкинского района была многообразна. В районе работали предприятия промышленности и транспорта союзного, республиканского и местного значения, научно-исследовательские институты и артели промысловой кооперации. По территории района проходили Октябрьская железная дорога, Ленинградское и Пятницкое шоссе.
Накануне Великой Отечественной войны в Химкинском районе действовали более 30 заводов, фабрик и различных артелей, 4 железнодорожных станции (Ховрино, Химки, Сходня, Крюково) и 6 платформ. На всех предприятиях было занято свыше 20 тыс. рабочих. Большое место в экономике района занимало сельское хозяйство. В районе имелись 61 колхоз, Крюковская МТС и 5 совхозов. Значительно выросло число учебных заведений. В 1940/41 учебном году в районе работали 45 средних, семилетних и начальных школ, в которых обучалось около 17 тыс. человек. В районе создали широкую сеть культурно-просветительных учреждений: 9 клубов, более 20 изб-читален и библиотек, несколько красных уголков. В Химках функционировали 4 больницы и более десятка других лечебных учреждений.
В годы Великой Отечественной
C началом Великой Отечественной войны изменилась и жизнь Химок. Уже к осени 1941 года город и окрестности стали прифронтовой зоной. Промышленность и сельское хозяйство были переведены на «военные рельсы». Заводы № 84 и № 301, артель «Спартак», завод «Стройдеталь», фабрика НКПС, мебельные, стекольные предприятия и артели стали выпускать вооружение, боеприпасы, военное снаряжение и обмундирование.
На предприятиях района, производивших продукцию народного хозяйства, теперь изготавливали противотанковые бутылки с зажигательной смесью, ручные гранаты, сигнальные ракеты, лыжи, ящики для боеприпасов и многое другое, что было необходимо для воюющей армии. Как и по всей стране, в Химках возникло движение двухсотников и трехсотников, выполнявших по две-три нормы за себя и за товарищей, ушедших на фронт. Летом и осенью 1941 года жители Химок и района принимали активное участие в строительстве оборонительных рубежей на подступах к Москве. В сооружении укреплений вместе с мужчинами участвовали женщины, подростки и старики. По участию в оборонительном строительстве Химкинский район был тогда одним из лучших в Московской области. На счету жителей Химок 9 километров противотанковых рвов, 19 километров проволочных заграждений, несколько сот дотов, дзотов, артиллерийских позиций и бомбоубежищ. На предприятиях района изготовили 1200 штук противотанковых ежей, которые были установлены на оборонительных рубежах.
В конце ноября и начале декабря 1941 года бои развернулись непосредственно на подступах к Москве. Враг захватил 13 населенных пунктов Химкинского района (в настоящее время они входят в состав Солнечногорского района и Зеленограда). К 30 ноября 1941 года немецко-фашистские войска вышли в район станции Крюково Октябрьской железной дороги, в 38 километрах от Москвы. 1 декабря передовые подразделения вермахта ворвались в поселок Красная Поляна и подошли вплотную к станции ЛюбняСавеловской железной дороги, в 25 километрах от Москвы. В начале декабря разгорелись ожесточенные бои в районе поселка Крюково, в верховье реки Клязьмы, в районе Красной Поляны и Лобни. Здесь вели героическую борьбу с врагом войска 16-й и 20-й армий. Штаб 16-й армии находился в районе Сходни, а штаб 20-й армии к ноябрю разместился в Химках, в нескольких квартирах большого многоэтажного дома на Ленинградском шоссе. Войска 16-й армии вели бои с противником в верховьях реки Клязьмы, на Ленинградском шоссе, в районе станции Крюково и на Истринско-Дедовском направлении. Войска 20-й армии заняли оборону на рубеже: река Клязьма – Рогачевское шоссе (Черкизово – Хлебниково – Черное). Особенно ожесточенные бои происходили возле станции Крюково и поселка Красная Поляна. Во время боев на ближних подступах к Москве в Химках стояли батареи орудий большой мощности. Гул артиллерийской канонады доносился отсюда до самой столицы. Части Красной армии, сражавшиеся на территории Химкинского района, получали всестороннюю помощь от местных жителей, промышленность продолжала выпускать боеприпасы, а сельское хозяйство снабжало войска продовольствием.
6 декабря 1941 года части и соединения 20-й армии перешли в контрнаступление, а 7 декабря – войска 16-й армии. В результате ожесточенных боев 8 декабря они освободили от немцев Химкинский район. За время оккупации фашисты нанесли значительный ущерб его хозяйству. Были разрушены поселок Крюково и ряд деревень, рабочий поселок совхоза «Чашниково» и три деревни оккупанты полностью уничтожили. В поселке Сходня в результате налетов немецкой авиации были разрушены мебельная фабрика, железнодорожная и телефонная станции, аптека, магазины и 83 жилых дома. Серьезно пострадало здание Черногряжской больницы. После изгнания врага с территории Химкинского района началось восстановление разрушенных промышленных предприятий, дорог, колхозов, поселков и деревень. В результате поистине героических усилий и принятых мер уже к маю 1942 года большинство предприятий района, за исключением эвакуированных, было восстановлено. На заводах и в артелях неуклонно росло число ударников труда – стахановцев, двух- и трехсотников. Жители Химкинского района принимали активное участие в восстановлении Октябрьской железной дороги. Зимой и весной 1942 года на восстановительных работах трудилось свыше тысячи человек. В Химках был создан специальный рабочий батальон численностью более 800 человек, который участвовал в восстановлении железной дороги от Сходни до Завидово. Всю зиму более ста человек, главным образом женщины-домохозяйки, очищали пути Ховринского железнодорожного узла от снега.
В годы Великой Отечественной войны в Химкинском районе широкое развитие получили многие формы добровольной помощи фронту. Жители Химок и других населенных пунктов по зову сердца вносили в фонд обороны деньги, теплые вещи, сельскохозяйственные продукты, отдавали свои сбережения на строительство танков и самолетов. Коллектив завода «Спартак» перевел заработанные за один день деньги в фонд обороны. Подобным образом поступили рабочие и других химкинских предприятий. Очень важное значение в условиях войны имел сбор металлолома. Только в первом квартале 1942 года трудящимися и молодежью Химкинского района было собрано 967 тонн черных металлов. Чем дальше на Запад отодвигалась от Москвы линия фронта, тем быстрее налаживалась мирная жизнь в Подмосковье, восстанавливалась работа промышленных предприятий, транспорта, сельского хозяйства. В 1943–1944 годах вся промышленность Химкинского района выполнила план валовой и товарной продукции. В 1943 году валовой выпуск промышленности увеличился вдвое по сравнению с 1942 годом, а в 1944 году – в 2,5 раза. В 1945 году благодаря самоотверженному труду рабочих, служащих и инженерно-технических работников выпуск валовой продукции промышленностью района по сравнению с довоенным 1940 годом увеличился на 157 процентов.
Пока одни жители Химкинского района ковали победу в тылу, другие героически сражались с немецко-фашистскими захватчиками на передовой. Уже с первых дней войны Химкинский райвоенкомат развернул большую мобилизационную работу. Летом и осенью 1941 года тысячи жителей Химкинского района находились на фронте и самоотверженно сражались с противником. Многие химчане отправились на фронт добровольно. В июне и начале июля 1941 года в Химкинском районе были сформированы истребительный батальон и батальон народного ополчения. Ополченцы Химкинского района влились в состав 4-й дивизии народного ополчения Куйбышевского района города Москвы. В августе 1941 года вместе с другими частями Московского ополчения дивизия была включена в состав регулярных советских войск и направлена для защиты дальних подступов к столице. Дивизия прошла славный боевой путь от Москвы до берегов Балтики. Восемь жителей Химкинского района в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза: А.В. Асманов, Н.В. Буйнов, А.Н. Елагин, К.П. Комардинкин, К.А. Лабутин, Н.Ф. Семенов, В.М. Тюков и К.Ф. Фомченков.
Младший сержант Александр Владимирович Асманов до войны жил недалеко от Сходни, в совхозе «Светлые горы», который сливается с деревней Коростово. Будучи призван в ряды Красной армии в 1942 году, А.В. Асманов участвовал в боях на Воронежском фронте и на Украине, был бесстрашным командиром орудия зенитно-артиллерийского полка. Расчет А.В. Асманова сбил своей пушкой 5 вражеских самолетов. Командир орудия был награжден орденом Красной Звезды. В октябре 1943 года А.В. Асманов вместе со своим расчетом до последнего дыхания сражался с большой группой пикирующих бомбардировщиков врага. В декабре того же года А.В. Асманову и семи его боевым друзьям было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это единственный за всю войну полный расчет зенитчиков, удостоенный высшей награды Родины.
Гвардии лейтенант Николай Васильевич Буйнов перед войной жил в поселке НовоХоврино Химкинского района (ныне г. Москва). В ноябре 1941 года он был призван Химкинским райвоенкоматом в ряды Красной армии. Сражался на Калининском и 1-м Белорусском фронтах. Был ранен подо Ржевом. Воюя в составе механизированной бригады, не раз ходил на врага в качестве танкового десантника. Был командиром взвода автоматчиков в танковом полку. В июле 1944 года он в числе других десантников одним из первых ворвался в латвийский город Елгава. При отражении контратаки противника связкой гранат подбил тяжелый немецкий танк. В марте 1945 года Н.В. Буйнову было присвоено звание Героя Советского Союза. Его наградили орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями. После войны он жил и работал в Химках.
Гвардии лейтенант Александр Николаевич Елагин вырос в селе Бусиново, недалеко отстанцииХоврино (ныне – г. Москва). С лета 1941 года он находился в рядах Красной армии. После окончания танкового училища А.Н. Елагин участвовал в боях за Ржев, позднее – за Будапешт и другие города. Дважды был тяжело ранен. Только в последнем бою экипаж самоходной артиллерийской установки лейтенанта А.Н. Елагина уничтожил 6 танков врага, 3 штурмовых орудия, артиллерийскую батарею, несколько пулеметов и до роты пехоты противника. За храбрость и мужество, проявленные в боях, А.Н. Елагин был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Отечественной войны I степени. Самоходка Елагина стоит теперь как памятник в городе Екатеринбурге, где он получал ее в 1944 году.
Капитан Константин Петрович Комардинкин родился в Луховицком районе Московской области. В 1937 году вместе с родителями переехал в поселок Ново-Ховрино Химкинского района (ныне г. Москва). Работал в Москве электромонтером на заводе и учился в аэроклубе. По путевке комсомола он был направлен в военно-авиационную школу. После ее окончания К.П. Комардинкин служил на Дальнем Востоке. С 1943 года воевал на Северо-Кавказском и Южном фронтах. Только с 19 апреля по 25 октября 1943 года он совершил 90 боевых вылетов, провел 35 воздушных боев, сбил 18 вражеских самолетов и 3 уничтожил на земле. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени. 1 ноября 1943 года К.П. Комардинкин удостоен звания Героя Советского Союза. Он был командиром звена, а затем эскадрильи авиационного истребительного полка. В 1943 году герой побывал в городе Химки и Химкинском районе. 17 апреля 1944 года Константин Комардинкин погиб в неравном ожесточенном бою с вражескими истребителями под Севастополем.
Генерал-майор Константин Алексеевич Лабутин родился и вырос в деревне Черная Грязь Химкинского (ныне Солнечногорского) района. Учился в Черногряжской начальной школе, Химкинской школе колхозной молодежи (ШКМ) и Сходненской семилетней школе. В 1939 году – поступил в военно-авиационное училище, которое окончил в 1941 году. На фронте – с 1943 года. Участвовал в Курской битве, воевал на Воронежском, 1-м Украинском, 3-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах в качестве летчика-истребителя, а затем командира авиаэскадрильи. К.А. Лабутин совершил 232 боевых вылета. Сбил лично 17 самолетов противника и 3 подбил. Во время штурмовых действий уничтожил до 250 солдат и офицеров противника, 41 автомашину, много лошадей и повозок, поджег 2 склада с горючим, подбил и уничтожил 7 зенитных точек врага. В воздушных боях спас от гибели многих боевых товарищей. После войны окончил Военно-Воздушную академию. За проявленные в боях мужество и героизм он удостоен звания Героя Советского Союза, награжден двенадцатью орденами: орденом Ленина, двумя орденами боевого Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды и орденом «За службу Отечеству» III степени. В рядах Вооруженных Сил прослужил 42 года, из армии уволился в 1981 году. В том же году он поселился в Химках.
Гвардии капитан Николай Федорович Семенов родился в деревне Алабушево, а перед войной жил в поселке Крюково (ныне г. Зеленоград). В 1941 году инженер-гидротехник Н.Ф. Семенов добровольно вступил в 4-ю дивизию Московского народного ополчения. В ее рядах он прошел всю войну от бойца до начальника штаба отдельного саперного батальона, отличился во время битвы под Москвой, при форсировании Немана и в других боях. В 1944 году за обеспечение переправы через реку Неман ему было присвоено звание Героя Советского Союза. За боевые заслуги Н.Ф. Семенов награжден орденами Ленина, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и пятью медалями.
Старший лейтенант Владимир Михайлович Тюков перед войной жил в Сходне. Во время Великой Отечественной войны он стал летчиком-штурмовиком, а затем командиром эскадрильи, мастером штурмовых ударов. Только с августа 1942 года до октября 1943 года В.М. Тюков сделал более ста боевых вылетов на штурм войск и техники противника. Он лично уничтожил 3 вражеских танка, 3 бронемашины, более 20 орудий и минометов, 57 автомашин, 14 повозок с войсками и грузами, рассеял и уничтожил до 500 вражеских солдат. За мужество и героизм В.М. Тюков был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу». В апреле 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В том же году Владимир Тюков погиб в бою под Севастополем. В настоящее время одна из улиц города Сходни названа его именем.
Гвардии майор Константин Федорович Фомченков до войны жил в поселке Ховрино (ныне г. Москва), а работал в Химках. В 1939–1940 годах он участвовал в боях с белофиннами. Во время Великой Отечественной войны К.Ф. Фомченков был сначала заместителем командира, а затем командиром эскадрильи гвардейской истребительной части, которая прикрывала Кировскую железную дорогу и город Мурманск. Только за первые годы войны он произвел 320 боевых самолето-вылетов и провел 36 воздушных боев. В воздушных боях К.Ф. Фомченков уничтожил 34 фашистских самолета, из них 8 сбил лично и 26 – вместе с товарищами. За мужество и героизм он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалью «За отвагу». В августе 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В феврале 1944 года Константин Фомченков погиб при выполнении боевого задания. В неравной схватке с врагом он дрался до последней возможности, до последнего вздоха. После войны в Химках поселились также Герои Советского Союза полковник Г.Н. Губкин и младший лейтенант И.Н. Пикин. Химчане свято чтят память тех, кто героически сражался на фронте и самоотверженно трудился в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Город областного подчинения
Возрождение нормальной жизни, восстановление деятельности промышленных предприятий и сельского хозяйства в Химках и районе началось сразу же после окончания Великой Отечественной войны. Так, уже к октябрю 1945 года на «малую родину» из эвакуации вернулось Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина (завод № 301), структурной перестройки подвергся военный завод № 299 (ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко»), стали наращивать производственную мощь другие промышленные предприятия и артели.
В пострадавших от войны селах и деревнях началась электрификация личных подворий и государственных зданий. Возобновилось автобусное сообщение между населенными пунктами района, города Химки с Москвой. Октябрьская железная дорога одна из первых в Советском Союзе была переведена на электрическую тягу. В 1947 году на месте рощи, находившейся к северо-востоку от станции Химки, на площади 40 га был разбит городской Парк культуры и отдыха имени Л.Н. Толстого. Вообще первые послевоенные годы в Химках связаны с масштабным развертыванием железнодорожного, культурного, бытового и хозяйственного строительства. Именно в эти годы на карте города появились новые микрорайоны, началась застройка свободной территории между Московской улицей и каналом имени Москвы, которая раньше называлась «Дубки». В 1950–1960-х годах в Химках формировалась центральная площадь перед зданием городской администрации, началось строительство Дворца культуры. Позже неподалеку от него, на берегу залива канала имени Москвы, построили большой спортивный комплекс «Маяк». В те же годы в городе появилось много новых улиц.
Одна из них – Железнодорожная улица, которая пролегла параллельно железнодорожному пути. Своему появлению она обязана Октябрьской (Николаевской) железной дороге. Улица Аптечная соединяла станцию с первой аптекой, единственным лечебным учреждением поселка. В 1945 году на карте города появилась улица Победы. До этого она носила другое название – Скоропрогонная улица и пролегала среди бараков, которыми были застроены «старые» Химки. Библиотечная улица своим появлением «обязана» Н.К. Крупской. В 1930 году по ее инициативе был образован Московский государственный библиотечный институт, а на «Левом заречье» появилась одноименная улица. В честь победы в Великой Отечественной войне появилась улица 9 мая. Многие улицы города носят имена героев войны. К примеру, улица гвардии лейтенанта Н.И. Кудрявцева. Названа она в честь храброго офицера, который погиб в июле 1943 года, уничтожив в одном бою 15 танков противника. Улица М.А. Родионова носит имя другого отважного защитника Родины – летчика, который таранил немецкий юнкерс и погиб смертью храбрых. В 1948 году ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В районе бывшей деревни Барашки проложена улица, носящая имя генерала Ивана Васильевича Панфилова. Есть в Химках и улица Николая Гастелло. Одна из улиц города названа в честь крупного военного врача, основоположника нейрохирургии в России академика Н.И. Бурденко. В Новых Химках располагается улица Лавочкина.
Семен Алексеевич Лавочкин был конструктором истребителей марки Ла, дважды Героем Социалистического труда, награжденным четырьмя орденами Ленина. Улица Бабакина названа в честь видного советского главного конструктора НПО им. С.А. Лавочкина, который сыграл важную роль в развитии научной космонавтики и освоении дальнего космоса. В Химках есть улицы и площади, название в честь руководителей советского государства, революционных деятелей и терминов советской эпохи – площадь Ленина, улица Чапаева, Пролетарская, Первомайская и другие.
Не забыли химчане и о своих земляках, которые внесли огромный вклад в строительство и развитие города и района. Так появились улицы, носящие имена почетного гражданина города И.М. Мельникова и М. Рубцовой. Улица Нагорное шоссе получило свое название от поселка Нагорное, где располагается оздоровительная база. Ранее там проходила проселочная дорога до станции Химки. В августе 1953 года статус Химок значительно повысился. Они стали городом областного подчинения. К этому моменту город уже сложился в архитектурном плане: в центре города – пятиэтажная застройка, далее – трех-четырехэтажные дома, а по окраинам – зона одно-двухэтажной застройки. По улицам ходили автобусы, а от железнодорожной станции до Москвы курсировали электрички. Успешно функционировал речной порт.
В Химках были представлены ведущие отрасли промышленности – машиностроение и деревообработка. Часть предприятий города имела всесоюзное значение. Среди них – НПО им. С.А. Лавочкина, «Энергомаш им. академика В.П. Глушко», «НПО МКБ Факел».
Серьезное развитие в Химках получила наука. В частности, успешно работал Центральный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ) с экспериментальным механическим заводом. Этот научно-производственный комплекс являлся головной организацией в лесозаготовительной промышленности страны. Институт разрабатывал методы и технические средства, которые облегчают труд лесозаготовителей, повышают производительность их труда, а также создавал и испытывал новые машины для валки, трелевки и вывоза леса. Машины и агрегаты ЦНИИМЭ на долгие годы оставались лучшими в лесной промышленности.
Новый статус Химок также стал дополнительным импульсом к развитию города. Это коснулось буквально всего: промышленности, транспорта, строительства жилья, образования и культуры. Так, в Сходне был возведен Московский мебельно-сборочный комбинат (позднее – мебельное объединение «Россия»). Он стал гигантом мебельной промышленности, снабжал бытовой мебелью Москву и Подмосковье, а медицинской мебелью – всю страну. За разработку и внедрение в производство лучших образцов мебели предприятие не раз отмечалось дипломами и медалями ВДНХ (ныне – Всероссийский выставочный центр – ВВЦ). Мебель комбината часто экспонировалась на международных выставок в Лейпциге и Монреале и на протяжении многих лет поставлялась в Венгрию, Египет, на Кубу и другие зарубежные государства.
Одним из флагманов промышленности Химок стал и построенный в 1960-е годы Московский (Подрезковский) экспериментальный завод древесно-стружечных плит и деталей. Предприятие оснастили самым современным оборудованием, а при производстве древесно-стружечных плит применили передовые технологии. Неудивительно, что продукция завода была хорошо известна не только в Советском Союзе, но и далеко за рубежами нашей страны.
В Химках с 1971 года находился Всесоюзный проектно-технологический институт строительного и дорожного машиностроения. В 1975 году на базе института было создано Московское научно-производственное объединение ВПТИстройдормаш. Оно включало головной институт, главный вычислительный центр и опытный завод (бывший завод «Спартак»). Объединение на протяжении многих лет занималось проектированием технологических средств механизации и автоматизации производственных процессов, разработкой прогрессивной технологии и научной организации производства станков и нестандартного оборудования для заводов строительного, дорожного и коммунального машиностроения. Кроме того, в советское время в Химках успешно работал Всесоюзный научно-исследовательский институт строительно-механизированного инструмента, строительных и отделочных машин (ВНИИСМ). В городе были открыты фабрика пластмассовых изделий, завод «Промсвязь», завод по обслуживанию и ремонту торговой техники, грузовое и пассажирское автотранспортное предприятие, пищевой комбинат и многие др.
Значительный вклад в экономическое развитие Химок и района в целом внесла Октябрьская железная дорога. Ее полностью электрифицировали, отремонтировали пути, деревянные шпалы заменили бетонными. По этой железной дороге впервые в стране стал курсировать поезд ЭР-200, развивающий скорость до 200 км/час. Заново были реконструированы все железнодорожные станции. Ремонт путей, замена сигнальной аппаратуры, внедрение электроники на железной дороге – все это позволило не только увеличить скорость движения пассажирских поездов, но и грузооборот. В советское время на Октябрьскую железную дорогу приходилось до трети всех грузовых перевозок.
В послевоенный период дальнейшее развитие получило сельское хозяйство. Колхозы района влились в состав укрупненного совхоза «Путь к коммунизму», главной отраслью которого стало молочное животноводство, а дополнительными – растениеводство и птицеводство. В конце 1980-х годов совхоз был преобразован в агроторговое объединение «Химки», ставшее одним из ведущих поставщиков молочной и мясной продукции в столицу. На территории района в советское время было создано форелевое хозяйство «Сходня» – единственное в Московской области.
В 50-90-х годах прошлого столетия изменилось и «лицо» Химок. На смену одно-двухэтажным домам вначале пришли пятиэтажки, позже появились здания повышенной этажности. Город расширялся в основном за счет застройки свободной территории по левую сторону Ленинградского шоссе. Красивыми магистралями стали проспекты Мира, Юбилейный, Ленинский. Преобразились улицы Победы (бывшая Скотопрогонная), Кирова, Маяковского и многие др. Для улучшения сообщения между северной и южной частями города был сооружен путепровод через Октябрьскую железную дорогу, соединяющий проспект Мира с улицей Маяковского и Юбилейным проспектом. Среди современных построек выделяются здания Дворца культуры «Родина», Российской государственной библиотеки, городской администрации, ВПТИ «Стройдормаш», комбината художественных работ. «Жемчужиной» Химок можно по праву считать микрорайон Новые Химки. Изначально проектировщики, архитекторы и строители постарались сделать его неповторимыми, с красивыми и удобными для проживания высотными домами, с развитой социально-культурной инфраструктурой.
В Химках находится Московский государственный университет культуры и искусств (до 1994 года – сначала библиотечный, а затем культуры), Институт бизнеса, психологии и управления, Институт международных экономических отношений, Московский государственный университет технологий управления, филиал Московского государственного авиационного института, в Сходне – Российская международная академия туризма и химкинский филиал Московского университета потребительской кооперации, в Новогорске – Академия гражданской защиты МЧС РФ. В городе –два театра, 17 библиотек, картинная галерея.
С Химками и Химкинским районом связаны имена многих известных военачальников, деятелей науки и техники, литературы и искусства. В городе работали известные ученые – дважды Герой Социалистического Труда, основоположник русского жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники, академик В.П. Глушко; дважды Герой Социалистического Труда, ученый в области механики, автор многих трудов по летательным аппаратам, академик П.Д. Грушин; дважды Герой Социалистического Труда, известный авиаконструктор, член-корреспондент РАН, генерал-майор инженерно-авиационной службы С.А. Лавочкин и другие.
В городе вырос и неоднократно в нем бывал Герой Советского Союза, генерал-лейтенант – инженер С.А. Данилин, участвовавший в 1937 году в беспосадочном перелете Москва – США через Северный полюс в качестве штурмана самолета. В Химках бывали известные деятели культуры: писатели А.П. Гайдар, Л.М. Леонов, Б.Н. Полевой, поэты Е.А. Долматовский, С.В. Михалков, А.А. Барто и другие. В университете кульутры 20 лет работал известный композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Н.П. Будашкин. В Химках 15 лет жила композитор В.А. Гайгерова, а в Сходне часто отдыхал известный скрипач и педагог Д.Ф. Ойстрах.
Таким образом, в конце ХХ века Химки представляли собой крупный и красивый город, с широкими улицами и проспектами, с развитой промышленностью, а Химкинский район отличали эффективное сельское хозяйство, высокий научно-культурный потенциал.
© 2024, Все права защищены - Совет депутатов